ИССЛЕДОВАНИЯ Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ В ЗАПАДНОЙ МИКРОНЕЗИИ

Выдающийся русский ученый-гуманист и путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай известен во всем мире как пионер антрополого-этнографического изучения коренного населения северо-восточного побережья Новой Гвинеи (Берег Маклая). Однако за время своих экспедиций в Тихом океане Николай Николаевич внес ценный вклад в изучение народов и обычаев Западной Микронезии.

Весной 1876 г. русский ученый побывал на островах Гебе, Паган, атолле Волеаи, группе островов Ауропик, о-вов Яп и Палау. В качестве переводчиков путешественник использовал европейских торговцев, поселившихся на микронезийских островах, а также тех островитян, которые, поработав матросами на европейских судах, немного говорили по-английски.

По свидетельствам Н.Н. Миклухо-Маклая, на о-ве Паган он встретил англичанина с многочисленной семьёй из 20 детей и внуков, по имени Генри Терей, который прибы на остров для сбора копры (сушеная мякоть кокосовых орехов) и иных ресурсов.

Николай Николаевич также дал описание группы островов Ауропик. Несмотря на то, что русский ученый не спускался на берег, он смог взглянуть на островитян, прибывших к судну на пироге. По его описаниям, у островитян были вьющиеся и курчавые волосы, «которые образовывали большие шапки». Они носили множество украшений из раковин и цветов. Позже русский ученый узнал, что большую часть населения о-вов Ауропик составляют жители о-ва Яп. Они прибывали туда для добычи/покупки «гау» — украшений из раковин и камней, служивших аналогом денег.

Кроме того, благодаря русскому ученому до нас дошли описания жителей атолла Волеаи. Согласно дневниковым записям Н.Н. Миклухо-Маклая, жители атолла были среднего роста, «из которых многие молодые были весьма красивы лицом и хорошо сложены». Некоторые жители также отличались высоким ростом. Ученый даже измерил рост самого высокого жителя, который составил аж 181 см.

Однако наиболее подробные сведения Миклухо-Маклай сообщает об островитянах Палау и Япа, где он пробыл примерно по две недели. Как гласят дневниковые записи путешественника, улицы япских деревень были вымощены коралловыми плитами, а возле домов с двускатными крышами стояли массивные каменные диски с высверленными отверстиями посередине. Это фе — каменные деньги. Благодаря описаниям, рисункам и музейным экспонатам, привезенным Н.Н. Миклухо-Маклаем и европейскими путешественниками с о-ва Яп, они вскоре стали известны во всем мире.

В ходе экспедиции Николаю Николаевичу также удалось выяснить, что вожди атоллов, расположенных к востоку от Япа, находятся в даннической зависимости от япских правителей, живущих в деревне Гатчепар. Ежегодно в сезон юго-восточных ветров в Гатчепар прибывала целая флотилия парусных каноэ с этих атоллов. Они привозили дань: юбки, набедренные повязки и пояса, искусно сотканные из банановых и кокосовых волокон, изделия из раковин. Когда ветер менял свое направление, флотилия отправлялась в обратный путь, увозя менее ценные ответные дары. В дальнейшем этнографы исследовали феномен, описанный Н.Н. Миклухо-Маклаем, назвав, без достаточных на то оснований, эту часть микронезийского островного мира «япской империей».

Побывал путешественник и в микронезийских мужских домах, в которых проходили обряды инициации и посвящения юношей во взрослую жизнь, а также хранились оружие и разные сакральные предметы. Впервые мужские дома Николай Николаевич увидел на северо-востоке Новой Гвинеи, однако их аналоги на о-вах Яп и Палау были гораздо больше и имели более сложные функции. Вероятно, это отражало более высокий уровень общественного развития микронезийцев по сравнению с папуасами.

Будучи на островах Западной Микронезии Николай Николаевич подружился с вождем деревни Малегиок и всего округа Артингал (Нгателигал) на о-ве Бабелтуап в архипелаге Палау и даже приобрел у него (скорее получил разрешение использовать в будущем) два маленьких участка плодородной земли.

Можно только поражаться разнообразию и обилию информации, которую Н.Н. Миклухо-Маклай успел собрать на этих островных группах. Пища, одежда, украшения, татуировка, традиционное оружие и орудия труда, парусные лодки, постройки, погребальные сооружения, вожди, жрецы, колдуны и шаманы, представления о загробной жизни, культ предков — вот неполный перечень тем, связанных с Западной Микронезией, которые получили отражение в этнографических записях и рисунках Н.Н. Миклухо-Маклая.

 

Источники и литература

 

  1. Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений: В 6 т. 2-е изд., испр. и доп. Том 2. СПб., 2020. XXXIV, 576 с.
  2. Тумаркин Д.Д. Миклухо-Маклай. Две жизни «белого папуаса» / М.: Молодая гвардия, 2012. 454 с.
  3. Экспедиции трёх веков. По следам Миклухо-Маклая (научно-популярное издание) / Отв. редактор: Миклухо-Маклай Н.Н., СПб., 2021. 112 с.
  4. Н.Н. Миклухо-Маклай в Полинезии // Фонд им. Миклухо-Маклая. URL: https://mikluho-maclay.ru/n-n-mikluho-maklaj-v-polinezii-1871-g/

 

Меню