ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ БЕРЕГА МАКЛАЯ

Этнографическое изучение новогвинейского Берега Маклая (в северо-восточной части острова) имеет давнюю традицию в отечественной этнологии. Во второй половине XIX столетия здесь работал русский ученый, путешественник и общественный деятель Н.Н. Миклухо-Маклай (1846–1888). Во время своих трех посещений этого района побережья Новой Гвинеи (1871–1872 гг., 1876–1877 гг. и 1883 г.) ему удалось собрать обширный материал по культуре папуасской этнической группы бонгу (бонгуанцы), проживавшей в четырех деревнях (Бонгу, Горенду, Гумбу, Со-Банглю). Необходимо отметить, что Миклухо-Маклай был первым представителем внешнего мира, которого увидели обитатели этих деревень, поэтому исследования русского ученого имеют огромное значения для этнологической науки, так как он изучал традиции и обычаи людей «каменного века», еще не попавших под влияние западной культуры. Кроме того, научные труды Миклухо-Маклая оказали большое влияние на развитие отечественной океанистики.
В 1971 и 1977 гг. состоялись VI и VIII рейсы научно-исследовательского судна «Дмитрий Менделеев», в ходе которых советские ученые установили, что коренное население Берега Маклая сохранило многие основные черты своей самобытной культуры, а колониальные порядки и элементы западной культуры были наложены на традиционный уклад жизни.
После двух советских экспедиций на Берег Маклая наступил 40-летний информационный вакуум в области этнографии этого новогвинейского района, так как отечественные исследователи не имели возможности направляться туда, а зарубежные этнологи и антропологи больше уделяли внимание другим регионам острова. К счастью, ситуация изменилось в лучшую сторону во втором десятилетии XXI в. В 2017 и 2019 гг. Фондом им. Миклухо-Маклая были организованы научно-исследовательские экспедиции на северо-восток Новой Гвинеи по следам всемирно известного ученого-гуманиста и путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая под руководством его потомка и полного тезки Н.Н. Миклухо-Маклая-младшего.
Первые достоверные сведения о жизни и быте папуасов, об их одежде и украшениях привез в Россию именно Н.Н. Миклухо-Маклай. Интереснейшие экспонаты были продемонстрированы в 1882 г. на его «Чтениях», которые посетили тысячи жителей Петербурга и Москвы. Теперь же, благодаря ценным свидетельствам, собранным в ходе современных отечественных экспедиций, у нас есть уникальная возможность познакомиться с настоящим бытом коренного населения Берега Маклая и Папуа – Новой Гвинеи в XXI в.
Вопреки распространенному мнению, что повседневная одежда коренных жителей Берега Маклая не изменилась за последние 150 лет, экспедиция показала, что в наши дни новогвинейцы носят вещи европейского покроя: мужчины – шорты, футболки и рубахи с коротким рукавом, у женщин зрелого и пожилого возраста преобладают длинные платья, а девушки в основном также предпочитают футболки и шорты. Некоторые мужчины носят головные уборы в виде шляп и кепок. В отличие от 70-х гг. XX в., когда здесь работали советские экспедиции, в настоящее время большое распространение получила обувь, которая уже не считается престижным элементом одежды. Из традиционных повседневных украшений сохранился только плетеный браслет сагью, который носят представители обоих полов (на руке выше или ниже бицепса).
Однако праздничные одежда и украшения бонгуанцев почти не изменились со времен Н.Н. Миклухо-Маклая. Например, во время исполнения танцев и пантомим мужчины надевают темно-оранжевые лубяные набедренные повязки (маль), а женщины – юбку (най) из бахромы, образованной нитями из растительных волокон, прикрепленными к поясу.
Для мужских украшений наиболее характерны буль ра (украшение из клыков дикой свиньи или выточенные из раковины), губо губо (из двух крупных раковин и плетеных листьев, по форме отдаленно напоминает гантель; во время танца это украшение держат в зубах), налобные повязки, узкие деревянные дощечки лоб лоб (заткнуты за браслет сагью). Пучки листьев и травы крепятся на поясе. Тела и лица раскрашиваются. Единственным отличием от нарядов прошлых эпох является отсутствие пышных султанов из птичьих перьев на головах, что вызвано оскудением местной орнитофауны в нынешнее время. В лучшем случае за головные повязки закрепляют два-три пера.
Сейчас нередко молодые мужчины отпускают усы и бороды, и не стригутся коротко, в отличие от 1970-х гг. Женщины также перестали коротко стричься и брить волосы, и некоторые молодые модницы укладывают волосы в замысловатые прически.
150 лет назад мужчины даже делали отверстия в носовой перегородке и мочках ушей. Носовыми мужскими украшениями обычно служили продолговатые камни, кусочки раковины и бамбуковые палочки. В ушах мужчины носили широкие черепаховые или деревянные серьги, бамбуковые палочки, продолговатые камни или цветы. К настоящему времени ничего из этих традиций не сохранилось, но в 1971 г. некоторые мужчины еще носили серьги во время праздничных мероприятий.
Благодаря онлайн-музею им. Н.Н. Миклухо-Маклая вы можете увидеть те предметы одежды и украшения коренного населения Берега Маклая, которые идентичны аналогам, собранным в XIX в. Не все они используются в повседневной жизни, но тем не менее бережно хранятся в семьях, а традиционная одежда обязательно надевается на праздники. Традиции в деревнях северо-востока Новой Гвинеи очень сильны и, как говорят сами бонгуанцы, у нас мало что изменилось со времен Маклая.

Литература
1. Миклухо-Маклай Н.Н. Возрождение российских научных исследований в Папуа – Новой Гвинее в начале XXI в. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2020. № 1 (46). С. 269–284.
2. Миклухо-Маклай Н.Н. Путешествие на Берег Маклая. СПб., 2018.
3. Чининов И.В. Материальная культура жителей деревень Горенду и Бонгу (Новая Гвинея) в начале XXI века: традиции и инновации (по материалам полевых исследований) // Вестник антропологии. 2019. № 3 (47). С. 243–255.
4. Традиции и изменения в материальной культуре Бонгу-говорящих папуасов в начале 21 века (на основе полевых исследований). [Электронный ресурс]. Фонд им. Миклухо-Маклая. URL: https://mikluho-maclay.ru/traditsii-i-izmeneniya-v-materialnoj-kulture-bongu-govoryashhih-papuasov-v-nachale-21-veka-na-osnove-polevyh-issledovanij/

Меню