ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ (1846–1888 ГГ.)

Н.Н. Миклухо-Маклай вошел в мировую и отечественную историю как выдающийся ученый-гуманист, путешественник и общественный деятель, который всю жизнь следовал гуманистическим принципам уважения к культуре и традициям народов мира, а также боролся за права жителей Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании.

Будущий всемирно известный исследователь и путешественник родился в 1846 г. в деревне Языково-Рождественское Новгородской губернии. В студенческие годы он искал себя: учился в Санкт-Петербурге и Германии на разных факультетах. Впоследствии выбор Н.Н. Миклухо-Маклая пал на медицинский факультет Йенского университета, так как ученый прекрасно осознавал, что для дальнейших исследований понадобятся знания сразу в нескольких областях науки. Русского ученого можно справедливо назвать естествоиспытателем или натуралистом широкого профиля.

В 1866–1869 гг. Миклухо-Маклай совершил экспедиции в Северную Африку, преимущественно для изучения морской фауны. Уже во время путешествия по берегам Красного моря проявились черты, определившие дальнейшую жизнь русского ученого, – склонность к трудным и опасным приключениям, глубокий интерес к образу жизни и культуре народов мира. В 1869 г. Миклухо-Маклай вернулся в Петербург и спустя год ученый представил Императорскому Русскому географическому обществу (ИРГО) свой проект многолетней экспедиции на Тихий океан, в которой планировал изучить его северную часть и проводить в основном зоологические, антропологические и этнографические исследования. ИРГО приняло проект Миклухо-Маклая и пообещало ему свое содействие.

Уже в процессе подготовки к экспедиции замыслы ученого существенно изменились. Ознакомление с научной литературой, беседы и переписка с ведущими отечественными и мировыми учеными навели Н.Н. Миклухо-Маклая на мысль, что запланированные им многолетние исследования целесообразно начинать с Новой Гвинеи – огромного острова в Океании, который в то время фактически оставался для европейцев неизведанной частью земного шара.

Обладая необычайным талантом и тягой к научному познанию мира, Н. Н. Миклухо-Маклай более 15 лет проводил этнографические и антропологические исследования в Юго-Восточной Азии, а также во всех культурных областях Океании: Меланезии, Полинезии и Микронезии. Бо́льшая часть работ русского ученого-гуманиста посвящена жителям северо-восточного побережья Новой Гвинеи (Берег Маклая), среди которых он прожил в общей сложности два с половиной года и трижды посетил эти места (1871–1872, 1876–1877 и 1883 гг.). Н.Н. Миклухо-Маклаю удалось наладить дружественный контакт и добрые отношения жителями Берега Маклая, а также освоить некоторые их языки. Своим терпением, доброжелательностью, отзывчивостью и отвагой Н. Н. Миклухо-Маклай завоевал доверие, любовь и преданность местных жителей. Фактически он «открыл» внешнему миру папуасов северо-восточного побережья Новой Гвинеи. Именно там Миклухо-Маклай прожил больше всего времени, проведенного им в Новой Гвинее, и назвал это побережье Берегом Маклая «по праву первого европейца, поселившегося там, исследовавшего этот берег и добившегося научных результатов».

Во время своих экспедиций по Юго-Восточной Азии и Океании, русский ученый тщательно и подробно описал хозяйство, быт, материальную культуру, нравы и обычаи местных жителей, уделяя особое внимание их самобытному искусству. Дневниковые записи Н.Н. Миклухо-Маклая по сей день остаются ценным источником по этнографии Новой Гвинеи.

Рисунки ученого, сделанные во время экспедиций, также являются ценным этнографическим и антропологическим источником, ведь они «отличаются точностью пропорций, тщательной прорисовкой деталей, ярко отражают как антропологический тип, так и человеческую индивидуальность». Н.Н. Миклухо-Маклай – автор более 700 рисунков.

Именно в эпоху Н.Н. Миклухо-Маклая разразились бурные дебаты вокруг исследований особенностей человеческих рас. Многие западные ученые пытались доказать, что человеческие расы неравноценны. Впоследствии эти теории использовались либо рабовладельцами, либо для оправдания колониальной экспансии. Миклухо-Маклаю была очевидна опасность подобных идей. Ряд европейских ученых считали папуасов промежуточным звеном между обезьяной и человеком, причем опирались на довольно абсурдные доводы о «пучкообразном» росте волос и «шершавости» кожи новогвинейцев. В ходе своих экспедиций на северо-восточное побережье Новой Гвинеи Н.Н. Миклухо-Маклай шаг за шагом находил неопровержимые доказательства того, что местные жители по своим физическим и психическим свойствам не отличаются от европейцев, чем показал несостоятельность расистских взглядов. Именно на примере папуасов северо-востока острова Новой Гвинеи Миклухо-Маклай доказал всему миру, что нет людей высшей и низшей расы и все люди равны от природы. Более того, Николай Миклухо-Маклай на протяжении всей жизни боролся за права народов Тихого океана, защищая их от произвола европейских работорговцев и колонизаторов.

Николай Миклухо-Маклай – автор около 160 научных трудов в области этнологии, антропологии, метеорологии и океанологии и др., опубликованных на русском, английском, немецком и других европейских языках. Более того, результаты исследований великого ученого-гуманиста и путешественника легли в основу ряда изданий по всему миру о жизни Миклухо-Маклая, в том числе и российского шеститомного (в семи книгах), наиболее полного на сегодняшний день собрания сочинений, которое было переиздано в 2020 г.

С момента первых экспедиций Миклухо-Маклая в Юго-Восточную Азию, а также на далекий остров Новая Гвинея прошло почти полтора века. За это время в мире произошли огромные перемены, но научный и общественный подвиг русского ученого и его богатое наследие по сей день служат во благо дружбы и сотрудничества народов во всем мире. Собранный Миклухо-Маклаем фактический материал по-прежнему актуален для науки и повседневной жизни, а точные свидетельства русского путешественника о жителях Юго-Восточной Азии и Океании стали одними из первых в мире правдивыми свидетельствами о населении этого региона. Более того, труды и гуманистические идеалы Н.Н. Миклухо-Маклая дают современным людям представление о необходимости сохранения собственных традиций, а также уважения к традициям и культуре народов мира.

Примечательно, что Н.Н. Миклухо-Маклай всегда считал себя зоологом, но впоследствии был признан мировой и российской наукой как этнограф. Не случайно его гуманистические идеи являются воплощением заповедей этнографа:

  1. Этнография – венец всех гуманитарных наук, ибо она изучает всесторонне все народы, все человечество в его прошлом и настоящем.
  2. Не делай себе кумира из своего народа, своей религии, своей культуры. Знай, что все люди потенциально равны: несть ни эллина, ни иудея, ни белого, ни цветного. Кто знает один народ – не знает ни одного, кто знает одну религию – не знает ни одной.
  3. Не профанируй науки, не оскверняй этнографии карьеризмом: настоящим этнографом может быть только тот, кто питает энтузиазм к науке, любовь к человечеству и к человеку.
  4. Шесть дней работай, а седьмой – подводи итоги. Помни свой долг перед общественностью и наукой.
  5. Почитай великих предшественников, учителей в научной и общественной жизни, дабы и тебя чтили по заслугам твоим.
  6. Не убивай науки фальсификацией фактов, поверхностными, неточными наблюдениями, скороспелыми выводами.
  7. Не изменяй раз избранной специальности – этнографии. Кто раз вступил на путь этнографии, не должен сойти с него.
  8. Не чини плагиаты.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, на другие народы, на их характер, обряды, обычаи, нравы и т. д. Люби ближнего больше самого себя.
  10. Не навязывай насильно исследуемому народу своей культуры: подходи к нему бережно и осторожно, с любовью и вниманием, на какой бы ступени культуры он ни стоял, и он сам будет стремиться подняться до уровня высших культур.

Кроме того, Н.Н. Миклухо-Маклай около семи лет прожил в Австралии, где ему оказали теплый прием: путешественник быстро сблизился с австралийскими учеными и вскоре стал членом Линнеевского общества – ведущей научной организации Австралии. Также Миклухо-Маклай совершил путешествие вглубь австралийского континента, где провел зоологические и антропологические исследования и палеонтологические раскопки. В Австралии Николай Николаевич познакомился со своей будущей женой – Маргэрит Робертсон, которая была дочерью главы австралийского штата Новый Южный Уэльс. Впоследствии у них родилось двое сыновей – Александр и Владимир (Нильс и Аллен).

В 1886 г. Н.Н. Миклухо-Маклай после более чем 20 лет экспедиций по Юго-Восточной Азии и Океании вернулся в Россию, где стал живой легендой, после чего перевез в Петербург свою супругу и сыновей. Н.Н. Миклухо-Маклай скончался 14 апреля 1888 г. в возрасте 41 года после продолжительной болезни, вызванной осложнениями от малярии, лихорадки денге и ревматизма.

После смерти Николая Николаевича его вдова с детьми возвратилась в Сидней. До 1917 г. она получала пенсию от Российского правительства на содержание детей. Работы и коллекции своего мужа она передала Русскому географическому обществу, и сейчас они хранятся в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).

В 1996 г., когда отмечалась 150-летняя годовщина со дня рождения Н.Н. Миклухо-Маклая, он был признан ЮНЕСКО «Гражданином Мира» за свой вклад в мировую и отечественную науку, а также гуманистические идеи, которые надолго опередили свое время.

Безусловно, Николай Миклухо-Маклай – один из наиболее выдающихся ученых и путешественников второй половины XIX в., который внес неоценимый вклад в мировую науку, а его гуманистически идеи актуальны и сегодня. В условиях обострения межнациональных проблем практически во всех регионах мира особое значение приобретает прогрессивное идеологическое наследие Миклухо-Маклая о равенстве рас и народов, о недопустимости насильственного подавления культур, навязывания чужих стереотипов, осуществления колониальной или насильственной культурной экспансии. Научные исследования и опубликованные книги являются прочным и научно безупречным подспорьем, фундаментом в противостоянии реакционным великодержавным и националистическим тенденциям, и, что также очень важно, станет мощным оружием в деле воспитания чувств толерантности среди нынешнего поколения.

 

 

Литература

  1. Миклухо-Маклай Н.Н. Собрание сочинений. В 6 т. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2020.
  2. Тумаркин Д.Д. Миклухо-Маклай. Две жизни «белого папуаса». М.: Молодая гвардия, 2012. 454 с.
  3. Россия и Океания. Исследования и путешествия россиян в XIX–XXI вв. (научно-популярное издание) / Отв. ред. Н.Н. Миклухо-Маклай. СПб., 2021. 112 с.
  4. Экспедиции трех веков. По следам Миклухо-Маклая (научно-популярное издание) / Отв. редактор: Миклухо-Маклай Н.Н., СПб., 2021. 112 с.

 

Подготовлено Фондом сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая 

Меню