Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЙ И АСЕЛЬ-ТУЙ: ДРУЖБА СКВОЗЬ ВЕКА

История экспедиций выдающегося русского ученого-гуманиста и путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая (1846–1888) на северо-восточное побережье Новой Гвинеи (Берег Маклая) неразрывно связана с его дружбой с местным жителем Туем – лидером деревни Горенду.

Первая встреча двух героев на Берегу Маклая произошла 20 сентября 1871 г. Прибыв к новогвинейским берегам на русском корвете «Витязь», Николай Николаевич отправился к суше на маленькой шлюпке и высадился на песчаном пляже, возле которого заметил вытащенные на берег каноэ коренных жителей. Тропинка, идущая через лес, привела его к площадке, вокруг которой стояли хижины с крышами, спускавшимися почти до земли. Ученый так описал то, что он увидел, в своем дневнике: «Хотя в деревне не оказалось живой души, но повсюду видны были следы недавно покинувших ее обитателей: на площадке иногда вспыхивал тлеющий костер, здесь валялся недопитый кокосовый орех, там – брошенное второпях весло». Н.Н. Миклухо-Маклай уже начал осматривать хижины, как вдруг услышал шорох. Оглядевшись, он увидел человека, который, заметив его взгляд, бросился в кусты. Николай Николаевич пустился за ним, знаками уговаривая его остановиться. «Я медленно приблизился к дикарю, и молча подал ему красную тряпку, которую он принял с видимым удовольствием и повязал ее себе на голову. Папуас этот был среднего роста, темно-шоколадного цвета, с матово-черными, курчавыми, как у негра, короткими волосами, широким сплюснутым носом, глазами, выглядывавшими из-под нависших надбровных дуг, с большим ртом, почти, однако же, скрытым торчащими усами и бородою. Весь костюм его состоял из тряпки шириною около 8 см, повязанной сначала в виде пояса, спускавшейся далее между ног и прикрепленной сзади к поясу, и двух тесно обхватывающих руки над локтем перевязей, род браслетов из плетеной сухой травы», – именно так путешественник описывает свою первую встречу с папуасом Туем. Это была встреча двух эпох, двух разных миров. В тот момент Николай Николаевич и не представлял, что он увидел не просто аборигена, а будущего друга, посредника в сношениях с обитателями окрестных деревень и проводника в мир людей каменного века, обитавших на северо-восточном побережье Новой Гвинеи.

Однако на этом история первого знакомства не заканчивается. Увидев мирную встречу Туя с путешественником, из-за кустов вышли еще несколько папуасов. Все они также получили в подарок от Миклухо-Маклая бусы, гвозди, рыболовные крючки и красную ткань. Когда пришло время возвращаться на корвет, островитяне проводили его до берега, неся свои подношения – кокосовые орехи, бананы и двух связанных поросят.

Прибыв к берегам Новой Гвинеи, путешественник начал готовиться к длительному проживанию в этом уникальном уголке земного шара. При помощи русских моряков и двух помощников – шведского матроса Ульсона и океанийского мальчика Боя – на мыске Гарагасси (мыс. Уединения) была построена хижина. Туй был единственным папуасом, который приходил к Н.Н. Миклухо-Маклаю и наблюдал за строительством жилища путешественника. Когда работы подходили к концу, Туй выразительными жестами и мимикой постарался предупредить ученого, что, когда корабль уйдет, жители соседних деревень разрушат хижину и убьют копьями Маклая и оставшихся с ним пришельцев. Николай Николаевич сделал вид, что не понял предупреждения.

После ухода «Витязя» жизнь на побережье залива Астролябия вошла, казалось, в свою обычную колею. Жители деревень Горенду, Бонгу и Гумбу, в панике покинувшие свои жилища, вернулись в свои дома, в бухте недалеко от домика путешественника папуасы возобновили лов рыбы с каноэ. И все же первоначальная угроза внезапного нападения на пришельцев не миновала, поэтому Миклухо-Маклай и его помощники попеременно несли вахту.

Спустя несколько дней к хижине Николая Николаевича пришла большая группа жителей д. Горенду: они принесли в дар Маклаю подвешенного к бамбуковой палке поросенка и кокосовые орехи. Среди пришедших был и Туй. В ответ путешественник снова подарил им гвозди, куски красной материи, бусы и др. Видя готовность папуасов вступить в контакт, на следующий день ученый решил пойти в ближайшую деревню (Бонгу), чтобы поближе познакомиться с ее обитателями. Однако в деревне его ждали вооруженные папуасы. Н.Н. Миклухо-Маклай с ранних лет отличался смекалкой, поэтому даже в сложившейся ситуации смог показать коренным жителям, что пришел благими намерениями, – он просто лег спать. Визиты в близлежащие деревни также сопровождались непредсказуемой реакцией папуасов, поэтому исследователь решил временно отказаться от посещения деревень и ограничиться контактами с папуасами, приходившими к его хижине.

Николай Николаевич был прав: посмотреть на него и его жилище приходили и приплывали в каноэ жители многих береговых и горных деревень, а также обитатели прибрежных островов – Били-Били (Билбил), Ямбомбы (Ябоб) и более крупного острова Кар-Кар. Большинство из таких визитов сопровождал Туй. Он рассказывал гостям о Миклухо-Маклае и его спутниках, показывал с разрешения путешественника некоторые диковинные предметы. Николай Николаевич обнаружил, что его соседи, возбужденные и беспокойные, когда он посещал их деревни, приходя к хижине, становились «более ручными» и даже позволяли «рассматривать, мерить и рисовать себя». И ученый начал осторожно использовать эту возможность.

В наиболее напряженный начальный период вхождения Н.Н. Миклухо-Маклая в папуасский мир большую роль сыграли его дружественные, доверительные отношения с Туем. Лидер Горенду почти ежедневно приходил к путешественнику. Дневниковые записи Николая Николаевича гласят, что он брал у Туя уроки «папуасского языка, на котором говорили в Бонгу, Горенду и Гумбу». От своего приятеля Миклухо-Маклай узнал названия многих рек, мысов и деревень и отразил их расположение на карте, составленной с помощью Туя. В свою очередь Николай Николаевич, используя немногие услышанные и выученные местные слова, пытался постепенно расширить кругозор своего приятеля. «Туй, кажется, начинает очень интересоваться географией, и повторял за мной имена частей света и стран, которые я ему показывал на карте; но очень вероятно, что он считает Россию немного больше Бонгу или Били-Били», – записал в феврале 1872 г. Миклухо-Маклай. Вскоре Туй, а за ним и другие жители окрестных деревень стали называть путешественника тамо русс – «человек из России».

На Новой Гвинее Миклухо-Маклая считали сверхъестественным существом. Причиной стал светлый цвет кожи русского ученого, из-за чего он был принят за предка, вернувшегося из потустороннего мира (мира мертвых и духов). Согласно записям Н.Н. Миклухо-Маклая, местные жители называли его каарам тамо («человек с Луны») и видели в этом разгадку его могущества и фантастических способностей. Миклухо-Маклай успешно лечил папуасов, которые стали обращаться к нему за медицинской помощью. Через пять месяцев после его высадки наступил перелом в отношениях; островитяне перестали его сторониться, стали приглашать в так называемые мужские дома, где хранились ритуальные предметы, и на происходящие в лесу ночные празднества. Но при этом они продолжали считать русского ученого мифическим существом, правда, не злым (как и в других регионах мира, папуасы разделяли сверхъестественных существ на добрых и злых), а несущим добрые деяния.

Например, утром 16 февраля 1872 г. к Николаю Николаевичу прибежал житель Горенду и сообщил, что Туй сильно ранен упавшим деревом и призывает на помощь тамо русс. Взяв перевязочный материал и хирургические инструменты, путешественник поспешил в деревню. У Туя на голове, немного выше виска, оказалась большая рваная рана. Ученый обрезал слипшиеся от крови волосы, промыл и перевязал все еще кровоточащую рану. Через день рана сильно нагноилась, лицо опухло. Миклухо-Маклай подолгу сидел возле циновки с раненым другом, применяя все доступные ему средства тогдашней медицины, не располагавшей еще сколько-нибудь эффективными антисептическими препаратами. Николай Николаевич прикладывал припарки из льняного семени, чтобы вызвать отток гноя из раны. Ему это удалось, после чего больной пошел на поправку. Оценив помощь и внимание, проявленные тамо русс, Туй объявил собравшимся возле него жителям Горенду, Бонгу и Гумбу, что Маклай – тамо билен («человек хороший»), а потому не нужно прятать от него жен и детей. Мужчины согласились с его мнением. Тотчас из-за хижины показалась пожилая папуаска – жена Туя, а за ней из укрытий вышли и приблизились к Маклаю другие жители деревни. Весть о том, что произошло в Горенду, быстро распространилась по окрестным деревням.

Во время второй экспедиции на Берег Маклая в 1876–1877 гг. путешественнику уже не надо было преодолевать пропасть, которая при первом знакомстве отделяла его от местных жителей. Высадившись на Берегу Маклая, он встретил старых друзей, в том числе тамо боро Туя. Конечно, за четыре года произошли некоторые перемены. «Я недосчитался нескольких стариков, они умерли в мое отсутствие, но зато многие мальчики были уже почти что взрослыми людьми, а между молодыми женщинами, ожидавшими быть скоро матерями, я узнал нескольких, которых оставил маленькими девочками», – пишет путешественник в своих дневниках. Но и новое поколение папуасов хорошо знало Маклая и относилось к нему так же, как их отцы и деды.

Последняя встреча путешественника со старыми друзьями на заветном Берегу Маклая состоялась в 1883 г.: «Я чувствовал себя как дома <…>. Каждое дерево казалось мне старым знакомым». Николай Николаевич обнаружил, что два квартала в Бонгу полностью обезлюдели: их открытые площадки поросли травой и на развалинах хижин рос кустарник. По знакомой тропинке он отправился в Горенду и был поражен увиденным: «Вместо значительной деревни оставались только две-три хижины; все заросло до неузнаваемости». Сами бонгуанцы объяснили убыль населения болезнями, насланными колдунами из предгорных деревень, и переселением многих людей из «зачумленной» местности в другие прибрежные и островные селения. Николай Николаевич не застал в живых нескольких тамо боро, в том числе и своего друга Туя.

В XXI столетии Н.Н. Миклухо-Маклай вновь приехал на северо-восток Новой Гвинеи. Это случилось в 2017 и 2019 гг. На Берегу Маклая по сей день живут потомки Туя. Один из них – старейшна д. Горенду Асель-Туй. Ему около 70 лет, и он всю свою жизнь, как и его предки, проживает недалеко от мыса Гарагасси в Папуа – Новой Гвинее. Сейчас в семье Туя насчитывается около 50 человек, и почти все они проживают в Горенду. Члены семьи из поколения в поколение передаются рассказы о великом русском ученом и путешественнике, а также об истории той дружбы – папуаса с белым человеком, словно с Луны спустившимся на этот далекий остров. Младший брат Аселя-Туя – Ябой Туй – также передает молодому поколению историю деревни и их клана.

Экспедиция современного Миклухо-Маклая к Тую, потомка к потомку, показала главное – сохранился интерес друг к другу, желание общаться и дружить, обсуждать настоящее и будущее, вспоминать прошлое.

 

Литература

  1. Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений. В 6 т. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2020. Т. 5. 960 с.
  2. Тумаркин Д.Д. Миклухо-Маклай. Две жизни «белого папуаса». М.: Молодая гвардия, 2012. 454 с.
  3. Асель-Туй. Потомок Туя. [Электронный ресурс]. Фонд им. Миклухо-Маклая. URL: https://mikluho-maclay.ru/asel-tuj-potomok-tuya/
Меню