СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ НА БЕРЕГУ МАКЛАЯ

В наши дни, несмотря на современные технологии, Берег Маклая (северо-восточное побережье Новой Гвинеи) оставался все таким же труднодоступным для посещения российских и зарубежных исследователей. Ситуация изменилась только в 2017 г., когда Фондом им. Миклухо-Маклая, при участии ученых Российской академии наук из Москвы и Санкт-Петербурга, была организована и осуществлена экспедиция на Берег Маклая, Инициатором экспедиции стал потомок по линии старшего брата и полный тезка выдающегося российского ученого Н.Н. Миклухо-Маклая Н.Н. Миклухо-Маклай-мл. Одной из его задач стало не только создание условий для возобновления исследований российских ученых Новой Гвинеи и Океании, но и всесторонняя поддержка исследователей и сохранение преемственности в изучении этого региона российскими учеными.

В первую очередь следует ответить на вопрос, зачем в XXI в. организовывать научно-исследовательскую экспедицию в эти далекие от России края? Казалось бы, там уже давно все изучено и ничего нового российские ученые открыть не смогут. О значимости таких исследований хорошо сказал Д.Д. Тумаркин – выдающийся отечественный этнограф, руководитель этнографических экспедиционных отрядов в Папуа – Новую Гвинею, проводивший в 1970-е гг. исследования в этом регионе: «На примере папуасов Берега Маклая можно проследить развитие человеческой цивилизации в этом регионе от периода „каменного века“ вплоть до наших дней».

Напомним, что еще в XIX в. Н.Н. Миклухо-Маклай, первым из европейцев прибывший на северо-восточное побережье о. Новая Гвинея в 1871 г., встретил папуасов, которые даже не знали, что такое железо, и он первым познакомил их с изделиями из металла. Недаром, например, русское слово «топор» и еще десяток других с тех пор используются жителями Берега Маклая.

В XXI в. Н.Н. Миклухо-Маклай-мл. поставил своей целью найти информацию о том, что изменилось на Берегу Маклая за прошедшие со времени последних советких экспедиций и наладить дружественные всесторонние контакты с островным государством. Было принято решение собрать команду ученых Российской академии наук из Москвы и Санкт-Петербурга для исследования этого региона в полевых условиях.

В ходе научно-исследовательских экспедиций 2017 и 2019 гг. коренные жители Берега Маклая, в частности деревень Горенду, Бонгу и Гумбу, тепло встретили российских ученых, что позволило провести комплексные исследования в этом уникальном уголке земного шара. Благодаря достижениям российских исследователей теперь и у посетителей Онлайн-музея им. Н.Н. Миклухо-Маклая есть возможность подробно ознакомиться с жизнью и бытом коренных жителей Берега Маклая.

 

Постройки

 

Жилые и нежилые строения в деревнях Горенду и Бонгу в настоящее время можно разделить на пять категорий: семейные хижины, дома подростков (мужские дома), хижины для инициаций, одиночные хижины и хозяйственные сооружения. Во времена Н.Н. Миклухо-Маклая существовали первые четыре; хозяйственные постройки стали появляться уже позднее. Все жилые хижины по-прежнему сооружаются почти исключительно из природных материалов. Самым существенным архитектурным изменением хижин, возникшим на рубеже XIX и XX веков, стало их возведение на сваях.

Семейные хижины представляют значительное разнообразие, что в первую очередь, определяется количеством членов семьи. Хижины внутри разделены на комнаты сравнительно невысокими перегородками из расщепленных стволов бамбука (из того же материала изготавливают стены хижин). В некоторых семейных хижинах часть помещения освобождается под кухню или небольшой склад, где хранится хозяйственная утварь. Однако как правило, строения из растительных материалов в условиях местного климата сохраняются всего несколько лет, после чего обветшавшую постройку разрушают, и неподалеку возводят новую).

Хижина для инициаций не упоминалась Н.Н. Миклухо-Маклаем, не зафиксировали ее и члены первой советской экспедиции. Между тем, именно этот тип постройки, по своим конструктивным и социально-религиозным характеристикам, мало изменился за последние 150 лет. Хижина для инициаций по-прежнему имеет земляной пол, в отличие от остальных строений, и ее крыша спускается почти до земли, отражая форму построек доконтактного периода. Каждая деревня имеет только одну хижину для инициаций, которая всегда находится на значительном удалении от селения, в лесной чаще. Все подростки мужского пола в возрасте 12–18 лет обязаны проходить обряды инициаций, где они проживают на протяжении месяца, после чего, получив статус взрослых представителей общины, переселяются в дом подростков. Хижина для инициаций до сих пор полностью недоступна для женщин и непосвященных подростков. Именно хижина инициаций остается наиболее ярким выражением традиционной бонгуанской культуры, как в архитектурном, так и в социально-религиозном плане.

Хозяйственные строения включают так называемые «кухонные хижины», навесы для сушки копры и уборные. Они строятся без стен и выполняют функцию складского помещения для кухонного инвентаря. Расположены они всегда вблизи семейной хижины и открытого очага, где готовится пища.

При проведении современных полевых исследований выяснилось, что только жилище лидера деревни и клана Горенду Аселя Туя (потомка в пятом поколении того самого папуаса Туя, который стал другом-папуасом Миклухо-Маклая в XIX в.) является в настоящее время редким примером того, как строили хижины во времена Миклухо-Маклая 150 лет назад, т.е. на земле.

К постройкам, полностью сооруженным из современных строительных материалов, относятся здания школ (в Бонгу школа имеет несколько корпусов), церкви и небольшого медицинского пункта. Школа в д. Бонгу рассчитана для трех деревень и на пятьсот детей разных возрастов, в которой можно получить образование по российским меркам до 7–8 класса.

 

Элементы традиционной культуры и современного мира

 

При более детальном изучении быта папуасов, этнический состав которых не претерпел каких-либо существенных изменений за последние 150 лет, что свидетельствует о минимальной миграции между регионами острова, были выявлены и многие другие прочно устоявшиеся элементы их традиционной материальной культуры. К примеру, в обиходе все так же широко используются сплетенные из листьев кокосовой пальмы циновки, для приготовления пищи применяются производимые в деревне Били-Били глиняные горшки, повсеместно в ходу плетеные сумки, правда, еще в конце XIX в. они были только женским аксессуаром, в основном для переноски детей и хозяйственной утвари, в настоящее время их носят как мужчины, так и женщины. Также встречаются различные украшения из клыков дикой свиньи и ракушек, которые в XIX в. считались деньгами, – они ценятся до сих пор и используются в ожерельях и украшениях.

Несмотря на проникновение предметов современного западного мира, папуасы этих деревень бережно хранят многие из своих традиций. А их самобытная культура под давлением инноваций не растворилась полностью и гармонично уживается с новшествами, такими как радио, мобильные телефоны, солнечные батареи, современная посуда для приготовления пищи. В целом, жители деревень Бонгу, Горенду и Гумбу сохраняют многие элементы из своей традиционной культуры, а современные элементы органично накладываются на жизненный уклад. Более того, многие местные жители очень трепетно относятся к своей этнокультурной идентичности и всеми силами прививают ее молодому поколению.

Деревянные блюда (дору) также еще можно встретить в некоторых хижинах. Традиционно они изготавливались в других деревнях, и жители Горенду и Бонгу приобретали их путем обмена.

В повседневной жизни жители Горенду и Гумбу сейчас носят одежду европейского покроя: мужчины – шорты, футболки и рубахи с коротким рукавом, у женщин зрелого и пожилого возраста преобладают длинные платья, а девушки в основном также предпочитают футболки и шорты. Некоторые мужчины носят головные уборы в виде шляп и кепок. Праздничные одежда и украшения бонгуанцев почти не изменились со времен Н.Н. Миклухо-Маклая.

 

Пищевой рацион

 

Растительная продукция всегда резко преобладала над мясной в пищевом рационе бонгуанцев. 150 лет главными сельскохозяйственными культурами были кокосовая пальма, ямс, таро, батат, бананы, сахарный тростник. Н.Н. Миклухо-Маклай привнес в жизнь Берега Маклая такие культуры как тыква, арбуз, кукуруза и папайя. Из дневниковых записей Н.Н. Миклухо-Маклая видно, что бонгуанцы умели готовить много блюд и знали разные способы кулинарной обработки продуктов (варка, копчение, запекание, жарение). В настоящее время в пище жителей Берега Маклая растительная продукция также сильно превалирует над мясной. Основными культурами являются кокосовая пальма, ямс, таро, батат, бананы и сахарный тростник. Бананы принадлежат к одному из овощных сортов, которые употребляются в пищу после термической обработки. Из внедренных Н.Н. Миклухо-Маклаем растений по-прежнему весьма популярны у бонгуанцев папайя и кукуруза. Домашних свиней окончательно перестали разводить (так как они вытаптывали посевы огородных культур), но ведется охота на диких свиней. Кур продолжают содержать, но их мясо, как и свинина, остается больше праздничным угощением. Рыба и моллюски остаются наиболее частым источником животного белка. Помимо воды и сока кокосов, наиболее распространенным напитком является чай. Из свежей папайи в некоторых семьях изготавливают сок.

 

Предания о Н.Н. Миклухо-Маклае

 

В ходе экспедиции 2017 г. Н.Н. Миклухо-Маклай-мл. собрал предания жителей деревень Бонгу, Гумбу и Горенду о своем знаменитом предке, которые начиная с XIX в. из поколения в поколение передают своим потомкам старейшины этих деревень. И эти воспоминания о выдающемся исследователе и большом друге папуасов поразительно точно повторяют его дневниковые записи, а некоторые факты позволяют утверждать, что Миклухо-Маклай для местных жителей был практически божеством – тамо боро рус или «большой русский человек», навсегда оставивший след в их сердцах и преданиях. А для того, чтобы сохранить память о путешественнике, местные жители дают своим детям его имя – Маклай.

 

 

Самобытная культура Берега Маклая сохраняется веками

Несмотря на активное проникновение современной цивилизации, затрагивающей даже такие удаленные уголки планеты, жители деревень Горенду и Бонгу еще прочно сохраняют многие элементы своей самобытной материальной культуры, являющиеся наиболее яркими свидетельствами приверженности этической группы бонгу культурным традициям предков.

Немаловажным итогом российских экспедиций 2017 и 2019 гг. стало то, что все участники воочию смогли убедиться, что Россию в этом регионе помнят. И помнят благодаря именно Н.Н. Миклухо-Маклаю. Выдающийся российский ученый и гуманист, общественный деятель на примере папуасов Новой Гвинеи доказал всему миру, что никакой этнос, народ нельзя считать неполноценным из-за каких-либо отличий от белого человека, который является лишь частью этого мира, но не эталоном. Н.Н. Миклухо-Маклай подчеркивал, что необходимо уважительно относиться к культуре всех народов, населяющих нашу планету, и предостерегал от попыток вмешиваться в их развитие, навязывая свои стандарты. Уважительное отношение исследователя к коренным жителям Новой Гвинеи стало залогом того, что истории о нем передаются на этом острове из уст в уста вплоть до наших дней. В Папуа – Новой Гвинее, великий российский ученый Н.Н. Миклухо-Маклай входит в пятерку самых значимых, признанных в этой стране выдающихся личностей, а его гуманистические идеи актуальны до сих пор.

 

Источники и литература

  1. Миклухо-Маклай Н.Н. Возрождение российских научных исследований в Папуа – Новой Гвинее в начале XXI в. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2020. № 1 (46). С. 269—284.
  2. Миклухо-Маклай Н.Н. Путешествие на Берег Маклая. СПб., 2018.
  3. Чининов И.В. Материальная культура жителей деревень Горонда и Бонгу (Новая Гвинея) в начале XXI века: традиции и инновации (по материалам полевых исследований) // Вестник антропологии. 2019. № 3 (47). С. 243—255
  4. Полевые заметки этнолога на Берегу Маклая // Фонд им. Миклухо-Маклая. URL: https://mikluho-maclay.ru/polevye-zametki-etnologa-na-beregu-maklaya/
Меню